Сегодня 14 Июн 2024

Местное самоуправление города Ейска в 1950-1990 годах

Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация

Дню местного самоуправления посвящается…

Всего с октября 1940 года по март 1990 г. было избрано 20 созывов городского Совета. Согласно Конституциям СССР, выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием на безальтернативной основе.

При подборе кандидатов в депутатский корпус устойчиво соблюдалось процентное соотношение членов партии и ВЛКСМ, и беспартийных, мужчин и женщин, рабочих и служащих. Учитывался и возрастной состав.  Списки кандидатов в депутаты согласовывались (и подготавливались) партийными органами, лишь после этого происходило их выдвижение трудовыми коллективами. Никакой альтернативы (впрочем, как и несанкционированной инициативы по выдвижению кандидатов) не могло быть. Фактически местный орган самоуправления создавался партийным органом и лишь юридически оформлялся путем выборов, которые проходили «в обстановки высокого патриотического подъема и активности». Как правило «кандидаты блока коммунистов и беспартийных» избирались подавляющим большинством голосов.

Депутаты местного Совета избирались на срок в 2 года. Начиная с 6 созыва (1957 год) выборы проводились, как правило, в первой половине марта нечетного года.

Численный состав городского депутатского корпуса в этот период был весьма значительным и колебался в этот период от 150 до 250 депутатов. Резкий скачок в численности депутатского корпуса происходит в конце 1950-х годов. Количество депутатов возрастает с 151 (5-й созыв 1955-1957 г.г.) до 182 в 7 созыве (1959-1961 г.г.) и 198 в 8 созыве (1961-1963 г.г.). В последующие годы количество депутатов неуклонно возрастает, достигая своего максимума (249 человек) в 13 созыве (1971-1973 годы).

Увеличение депутатского корпуса в конце 1950-х годов можно объяснить общей политикой «хрущевской оттепели», направленной на либерализацию режима. Очень показательно, что в это же время сокращается количество депутатов-руководителей предприятий и организаций. Если в 7 созыве они составляли 23% депутатов, то 8 созыве (1961-1963 годов) лишь 18,7%. Сокращается и количество партийных и комсомольских работников – депутатов горсовета с 6 до 4,5% (в 8 созыве) и 2,9% (в 9 созыве 1963-1965 г.г.). В то же время увеличивается число депутатов – рабочих с 26,9% в 7 созыве до 44,2% процентов в 9 созыве. Либерализация общества проявляется и в увеличении показателя сменяемости депутатского корпуса (т.е. процентного соотношения вновь избранных депутатов ко всему составу Совета) с 45,7% в 1955-1957 г.г. до 70,2% в 1963-1965 г.г.

Вообще состав городского Совета 9 (последнего хрущевского) созыва очень показателен и отражает пик хрущевского периода.

В состав Совета было избрано 208 депутатов. Из них:

Руководителей предприятий и организаций – 38 (18,3%);

Руководителей среднего звена - 16 (7,7%);

Работников аппарата Совета –12 (5,8%);

Руководящих партийных и комсомольских работников – 6 (2,9%);

Представителей интеллигенции (врачей, учителей, работников культуры) – 13 (6,2%);

Рабочих промышленных предприятий – 92 (44,2%);

Служащих – 11 (5,3%);

Работников сельского хозяйства – 8 (3,8%);

Неработающих пенсионеров – 1 (0,4%);

Военнослужащих – 11 (5,2%).

В последующие годы, принятые в последнее время называть «периодом застоя», качественный состав депутатского корпуса меняется за счет увеличения количества депутатов – партийных, комсомольских, советских работников, уменьшения депутатов, представителей интеллигенции, рабочих и служащих. Так состав горсовета 13 созыва (1971-1973 г.г.) выглядел следующим образом:

Всего депутатов – 249 из них:

Руководителей предприятий и организаций – 47 (18,8%);

Руководителей среднего звена - 16 (6,4%);

Работников аппарата Совета –21 (8,4%);

Руководящих партийных и комсомольских работников – 12 (4,8%);

Представителей интеллигенции (врачей, учителей, работников культуры) – 12 (4,8%);

Рабочих промышленных предприятий – 112 (44,9%);

Служащих – 7 (2,8%);

Работников сельского хозяйства – 7 (2,8%);

Неработающих пенсионеров – 1 (0,4%);

Военнослужащих – 13 (5,2%).

Решение основных вопросов местного самоуправления начали доверять и молодежи. Впервые в этом созыве в состав городского Совета был избран учащийся морского рыбопромышленного техникума 26-летний Юрий Кайдалов. Всего же депутатов в возрасте до 30 лет в этом созыве Ейского городского Совета депутатов трудящихся было избрано 69 (27,7%). 46,5% депутатов – женщины. По партийному составу депутатский корпус делился следующим образом: 30% из числа депутатов – беспартийные, 21,3% - комсомольцы, 48,7% - члены КПСС. В составе Совета были представлены граждане 7 национальностей. В составе депутатского корпуса были 2 Героя Советского Союза (И.И.Игнатенко и П.А.Галкин), 3 депутата – Заслуженные врачи РСФСР, 128 депутатов до избрания были награждены орденами и медалями СССР. Эти тенденции, отражавшие государственную политику, сохраняются на протяжении всего периода.

Правовое положение депутатов определялось Законом СССР «О статусе депутатов Советов депутатов, трудящихся в СССР», впервые принятым в сентябре 1972 года. Согласно ему, депутаты решали вопросы хозяйственного и социально-культурного строительства, организовывали проведение в жизнь решений Совета, участвовали в контроле за деятельностью муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций. Осуществление депутатских полномочий проходило на безвозмездной основе. Обязательными были отчеты депутатов перед избирателями. Они происходили не реже 2 раз в год. Помимо этого, депутат вел прием граждан по утвержденному исполкомом графику. Помимо этого, при подготовке вопросов на сессии практиковались встречи с населением по поднимаемым проблемам. Вместе с тем в официальных отчетах о деятельности местного самоуправления отмечались случаи, когда депутаты нерегулярно отчитывались перед избирателями, не принимали активного участия в работе Совета.

Депутат имел и определенные законом права. За ним сохранялся средний заработок на время исполнения депутатских полномочий. Он обеспечивался необходимой правовой литературой и информационными материалами, имел бесплатный проезд на транспорте, не мог быть уволен с работы по инициативе администрации, и не мог быть привлечен к уголовной и административной ответственности без согласия исполкома или сессии Совета.

На первой сессии Совета формировались постоянные депутатские комиссии по основным направлениям деятельности Совета. Постоянные комиссии осуществляли три основных функции: подготовительную, контрольную, и организаторскую. Каждый депутат входил в состав одной из комиссий. В составе городского Совета были следующие постоянные комиссии: мандатная, планово-бюджетная, по социалистической законности и охране общественного порядка, по делам молодежи, по вопросам промышленности и строительства, коммунального хозяйства и благоустройства, по бытовому обслуживанию, здравоохранению, социальному обеспечению, народному образованию, по торговле, охране природы и т.д.

Постоянные комиссии рассматривали основные вопросы, отнесенные к ее компетенции, готовили и выносили вопросы на сессию Совета. 

Обязательным условием являлось тесная связь местного самоуправления и городской партийной организации, при ведущей роли последней. Так первый секретарь горкома партии избирался депутатом Совета, а председатель горисполкома был членом бюро горкома партии. Нередко второй секретарь горкома партии становился председателем горисполкома.

Еще одной характерной чертой местного самоуправления того периода было соединение представительной и исполнительной власти. Депутатами были не только председатель, заместитель и секретарь исполкома, но и заведующие основными отделами и управлениями исполкома. Эта тенденция наращивалась в «период застоя». В 1971 году в состав Совета 13 созыва были избрано заведующие 11 отделами горисполкома из 15. К концу 1980-х годов практически все руководители отраслевых отделов исполнительной власти были депутатами.

До 4 созыва сессии проходили в среднем 11 раз в год. Начиная с 1955 года, городской Совет собирался на сессии в среднем 11-14 раз за весь созыв. Сессии (за исключением внеочередных) проходили 1 раз в 2 месяца. На внеочередных сессиях рассматривались в основном организационные вопросы.

В начале 1960-х годов деятельность городского Совета стала более «прозрачна» для избирателей. Если ранее публиковались в основном краткие отчеты и информации о сессиях, то, начиная с 8-го созыва (1961 год), подробные отчеты с текстами выступлений стали регулярно публиковаться на страницах газет.

Важным направлением в деятельности Совета в этот период было выполнение предвыборных наказов избирателей. Так, уже с 10 созыва вопросы исполнения наказов ставятся на рассмотрение сессий Совета. Из 35 наказов депутатам 13 созыва были исполнены 32.

Помимо организационных вопросов, на сессиях регулярно рассматривались отчеты о работе исполкома (не реже 1 раза в год), утверждались отчеты о социально-экономическом развитии города, принимался план социально-экономического развития и бюджет города на очередной год. Как правило, план и бюджет принимались на январской сессии городского Совета. Помимо указанных, на сессии выносились наиболее актуальные вопросы развития города. Так, ежегодно рассматривался вопрос об итогах учебного года в школах города и задачах по подготовке школ к новому учебному году. Регулярно рассматривались и решались вопросы, связанные с развитием городского хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения, медицинского обслуживания, развитием физкультуры и спорта, учреждений культуры. В центре внимания городского Совета всех созывов были вопросы благоустройства и санитарного состояния города. Эти вопросы выносились на сессию ежегодно, а Совет 12 созыва трижды за два года своей работы рассматривал этот актуальный вопрос. Начиная с 1959 года, на сессии регулярно выносился вопрос об укреплении законности и общественного порядка в городе. Это так же было веянием «оттепели». Характерным для Ейска, как курортного города, было и рассмотрение органом местного самоуправления вопроса о подготовке к курортному сезону. Особенно часто эти вопросы выносились на сессии Советов, начиная 10-го созыва (1965 год).

В повестке дня сессий были и вопросы, особенно актуальные в конкретный период времени. В августе 1949 года рассматривался вопрос о борьбе с мухами, а в октябре 1954 года – о ходе социалистического соревнования по снабжению трудящихся картофелем. В 1967 году горсовет наметил задачи по улучшению труда и быта трудящихся, в связи с переходом на 5-дневную рабочую неделю. Повестки дня двух сессий в 1969 и 1970 годах включали вопросы о задачах по достойной встрече 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. В 1971 году основной вопрос сессии был посвящен мерам по усилению борьбы с текучестью кадров и потерями рабочего времени. 

До конца 1950-х годов городской Совет рассматривал итоги работы предприятий кооперативной и местной промышленности, которые в тот период времени находились в ведении местных Советов.

Анализируя повестки дня сессий городского Совета в период 1950- 1990 годов необходимо отметить, что они в целом ограничивались рассмотрением вопросов социальной и коммунальной сферы, в то время, как пленумы городского комитета КПСС рассматривали и вопросы экономического развития, не относимые к компетенции органов местного самоуправления.

Исполнительным органом местного Совета был городской исполнительный комитет, избираемый на 1 сессии Совета нового созыва. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 5-15 членов исполкома. Горисполком объединял и представительную и исполнительную власть. Он с одной стороны был подотчетен избравшему его Совету, с другой стороны – вышестоящему крайисполкому и краевому Совету.

Таким образом, местное самоуправление окончательно стало частью государственной системы. Его рабочий орган – исполком, вошел в систему органов государственного управления. Это было законодательно закреплено в Конституции СССР 1977 года. По этой Конституции Советы депутатов трудящихся стали Советами народных депутатов.

Горисполком осуществлял свою деятельность по двум основным направлениям. Первое – организационное обеспечение деятельности Совета (подготавливались и созывались сессии, организовывалось исполнение решений и т.д.). Второе направление – обеспечение выполнение функций Советов по руководству хозяйственным и социально-культурным строительством. При этом по всем вопросам, относимым к функциям Совета, исполком имел право принимать решения за исключением тех случаев, когда вопрос по закону должен был рассматриваться только сессией Совета. Исключительной функцией исполкома закон устанавливал: подготовку городского плана и бюджета, плана мероприятий по исполнению наказов избирателей, назначение и освобождение от должности руководителей, относящихся к номенклатуре местного Совета, осуществление мероприятий по подготовке и проведению выборов.

Для руководства предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными городскому Совету, осуществления организационно-распорядительных функций местного самоуправления горисполкомом создавались отделы и управления. Свою работу они осуществляли на основании и во исполнении решений горсовета. Распоряжений и решений горисполкома, а также актов вышестоящих органов государственной власти и управления. Являясь органами местного самоуправления, отделы и управления горисполкома являлись и органами государственного управления. В связи с этим действовал «принцип двойного подчинения»: с одной стороны отраслевые отделы и управления с одной стороны были подотчетны и подконтрольны Совету и исполкому, которыми они были образованы, с другой стороны – они являлись территориальными органами вышестоящих отраслевых управлений и министерств. При этом назначенный горисполкомом руководитель отраслевого отдела утверждался на коллегии соответствующего краевого управления.

Председатели Ейского горисполкома 1944-1990 г.г.

1944-1950

Я.Р.Свердлов

1951-1955

Г.В.Михейко

1955- март 1961

А.П.Планкевич

Март – май 1961

В.И.Самсонов

Май – июнь 1962

Ф.И.Колосов

Май 1962 – октябрь 1968

Н.Н.Михайловский

1968 - 1974

К.З.Коков

1974 -  март 1985

В.Ф.Печеник

Март 1985 – февраль 1986

В.И.Балала

Февраль 1986 – ноябрь1986

В.И.Марков

Ноябрь 1986 – декабрь 1989

Л.П.Бахаев

Декабрь 1989 – октябрь 1991

П.М.Подставка

При подготовке статьи использованы документы и материалы фондов МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей имени В.В.Самсонова».

А.Ф. Иванов

Заслуженный работник культуры Кубани

Новости

Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация
Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация
Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация
Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация
Новости Отдела культуры и молодежной политики
Информация