О работе городского общественного транспорта
В настоящее время реестром муниципальных городских маршрутов на территории города утверждены 11 маршрутов, из них два маршрута (№ 14 и «Дачный») сезонные, № 18 – частично продлевается на летний период до базы отдыха «Приазовье» (центральный пляж). Все муниципальные маршруты являются маршрутами с регулируемым тарифом. Стоимость проезда в городских автобусах сегодня составляет 13 рублей. Общая протяженность муниципальных городских маршрутов регулярного сообщения составляет 303,6 км.
По результатам проведенных конкурсных процедур в 2011, 2012, 2014 и 2015 годах, городскую маршрутную сеть обслуживают 7 перевозчиков, в том числе 2 юридических лица, 4 индивидуальных предпринимателя и 1 простое товарищество перевозчиков. К регулярным перевозкам пассажиров в установленном порядке допущены транспортные средства категорий М-2 класс «А» и М-3 класс «А» (автобусы, перевозка пассажиров в которых предполагается, как сидя, так и стоя). Общее количество транспорта, работающего на городских маршрутах, на сегодняшний день составляет 146 единиц. Возрастная структура подвижного состава перевозчиков представляется следующим образом:
2006 года выпуска – 3 автобуса,
2007 года выпуска – 38 автобусов,
2008 года выпуска – 20 автобусов,
2009 года выпуска – 10 автобусов,
2010 года выпуска – 22 автобуса,
2011 года выпуска – 18 автобусов,
2012 года выпуска – 8 автобусов,
2013 года выпуска – 12 автобусов,
2014 года выпуска – 11 автобусов,
2015 года выпуска – 3 автобуса,
2016 года выпуска – 1 автобус.
Средний возраст транспорта, задействованного в перевозках на городских маршрутах – 7 лет. Из представленного числа транспортных средств 23% автобусы иностранного производства (Мерседесы, Фольксвагены, Форды, Ивеко, Хюндаи, Донг Фенги), а 76 % - автобусы отечественного производства марки «ПАЗ».
По мере достижения транспортными средствами предельного 10-летнего срока эксплуатации, как определено действующим законодательством, автобусы заменяются на более новую технику. Так, в 2016 году произведена замена 13 транспортных средств 2006 года выпуска. Перевозчиками приобретены:
2008 года выпуска – 1 автобус,
2010 года выпуска – 2 автобуса,
2011 года выпуска – 7 автобусов,
2013 года выпуска – 1 автобус,
2014 года выпуска – 1 автобус,
2016 года выпуска – 1 автобус.
При замене подвижных составов отдается предпочтение автобусам отечественного производства ПАЗ различных модификаций.
Наиболее крупное обновление подвижных составов (38 единиц) запланировано на конец 2017 года, так как в этом году истечет разрешенный срок полезного использования значительного количества автобусов (10 лет).
В период курортного сезона горожан и гостей города к местам разрешенного купания доставляют 5 муниципальных городских маршрутов регулярного сообщения. Среди них:
- маршрут № 2 «Спорткомплекс «Солнечный» - Центральный пляж». Количество ежедневно работающих машин на маршруте с 1 апреля 2016 года составляло 16 единиц. Интервал движения не более 8 минут. В часы пиковой нагрузки количество транспорта увеличивалось до 20 единиц;
- маршрут № 18 «улица Свободы – база отдыха «Приазовье». Количество ежедневно работающих машин на маршруте с 1 апреля 2016 года составляло 14 автобусов с интервалом 5-6 минут;
- маршрут № 4 «поселок Широчанка – центр – парк им. Поддубного - «Каменка» (улица Шмидта). На данном маршруте работает 23 автобуса, интервал движения 4 минуты. Название маршрута показывает, что путь следования проходит практически через все густонаселенные районы города. На автобусах четвертого маршрута отдыхающие могут добраться до улицы Шмидта и посетить предприятия общественного питания, океанариум, дельфинарий;
- маршрут № 7 «улица Казачья – улица Герцена - центр – военный городок - Аквапарк «Немо» (улица Шмидта)». Для обслуживания данного маршрута в ежедневном цикле задействованы 27 единиц транспорта с интервалом 5 минут. Посредством данного маршрута пассажиры могут приехать в зону отдыха на улице Шмидта с улицы Мичурина, Красной, из Южного микрорайона, из района 3-ей поликлиники и военного госпиталя;
- маршрут № 14 «Военный городок – Центральный пляж». Маршрут является сезонным, начинает свою работу 25 мая и завершает 15 сентября. На линии ежедневно работает 7 единиц транспорта с интервалом 8 минут. Данный маршрут в большей степени ориентирован на вывоз пассажиров с городского пляжа в военный городок и районы, приближенные к центральной части города.
Необходимо отметить, что в минувшем курортном сезоне не поступило ни одной жалобы на качество транспортного обслуживания курортных (пляжных) территорий. Отдыхающие доставлялись и вывозились из зон отдыха регулярно, без сбоев в работе транспорта.
В 2016 году были изменены схемы движения двух городских маршрутов общественного транспорта - № 7 и № 10.
Схема маршрута № 7 изменена в связи с окончанием работ по капитальному ремонту участков автодорог по улицам Красной и Абрикосовой. Теперь на автобусах указанного маршрута жители города могут доставить детей в новый детский сад «Планета детства». Данное изменение схемы маршрута позволило значительно расширить площадь охвата мест проживания граждан микрорайона «Поле слез», вплоть до бывшего 1-го отделения совхоза «Мичуринский». Жители этого района теперь также имеют возможность использования автобусов маршрута № 7, пройдя по оборудованному освещенному тротуару до остановок «Планета детства» и «улица Российская» порядка 350-400 метров.
На вновь построенных автодорогах оборудованы 6 полноценных остановочных пунктов, подходные пути к ним. Два новых остановочных пункта на участке улицы Красной, между переулком Мичуринским и улицей Абрикосовой, в настоящее время не используются, так как работы по капитальному ремонту участка улицы Красной, от переулка Мичуринского до улицы Шоссейной, с согласованием съезда с автодороги регионального значения продолжаются и будут завершены в 2017 году. После окончания работ и ввода участка автодороги в эксплуатацию, будет изменен один из действующих маршрутов движения общественного транспорта с учетом охвата транспортным обслуживанием указанного района города. Впоследствии на пересечении улиц Герцена и Красной будет построен светофор.
Несмотря на проведенные работы по благоустройству, отдельных жителей микрорайона «Поле слез», не устроили данные изменения, о чем они не замедлили в требовательной форме оповестить администрации города и района. Недовольство вызвало исключение из пути следования маршрута участков улиц Космонавтов, Ярославской и Луговой, не соответствующих по своему техническому состоянию требованиям нормативов. Необходимо отметить, что организация движения общественного транспорта основывается в первую очередь на строгом соответствии требованиям действующей нормативной документации в сфере перевозок пассажиров, направленным на обеспечение безопасности таких перевозок.
Изменение схемы маршрута № 10 вызвало некоторое недовольство жителей района старых дач (товарищества «Садовод», «Восход», «Заря», «Красная Звезда», «Весна», «Лотос» и «Южное»). В период времени с октября 2015 года по октябрь 2016 года, когда район старых дач обслуживался автобусами данного маршрута, услугами общественного транспорта ежедневно пользовались 3-5 человек. При этом протяженность маршрута с учетом обслуживания указанного района превышала 50 км, а уровень пассажиропотока был менее 1 %.
После отмены движения транспорта в администрации района и города поступило 6 обращений граждан о необходимости незамедлительно восстановить движение маршрута № 10 в район старых дач, так как там проживает большое количество семей, в том числе имеющих детей-школьников. Для решения данного вопроса комиссией по регулированию рынка транспортных услуг администрации Ейского городского поселения Ейского района принято решение о частичном изменении схемы движения сезонного маршрута «Дачный», который обслуживает муниципальное автотранспортное предприятие, и перевода режима работы маршрута в круглогодичный цикл. Работа маршрута начнется конце января – начале февраля текущего года после проведения определенных мероприятий правового характера.
Измененный путь следования маршрута будет охватывать транспортным сообщением район старых дач, 2-й и 3-й микрорайоны, оптовый рынок, больничный комплекс, центральную часть города, ЗАГС, многофункциональный центр, Сбербанк. На начальном этапе планируется выполнять 5 рейсов в день. В данный момент разрабатывается расписание движения, которое будет оптимальным, как для учащихся образовательных учреждений, так и для работающих жителей.
Серьёзным является вопрос организации движения общественного транспорта в районе так называемого «старого города» в границах улиц Ростовской - Первомайской - Гоголя – К.Либкнехта. Для организации движения в этом районе города необходимо строительство не менее 6-ти дополнительных остановочных пунктов на участках улиц Гоголя и Ростовской. Ориентировочная стоимость строительства одной остановки с учетом обустройства заездного кармана, посадочной площадки и площадки под остановочный павильон, а также установки дорожных знаков и нанесения линий горизонтальной дорожной разметки составит более 406 тысяч рублей. Необходимо отметить, что не везде имеется техническая возможность для организации полноценного остановочного пункта. Запускать новый маршрут движения общественного транспорта, в том числе с целью изучения потребительского спроса, не обеспечив потенциальную безопасность, как перевозчиков, так и пассажиров, в нынешних условиях постоянно возрастающих требований к организации перевозок пассажиров, недопустимо.
Необходимо также отметить, что в условиях всеобщей автомобилизации, последние годы идет значительное сокращение количества перевозимых пассажиров. Если за 2012 год городским общественным транспортом было перевезено почти 12 миллионов пассажиров, то в 2016 году всего около 9 миллионов человек воспользовались услугами общественного транспорта.
При этом нельзя забывать о высокой степени дублирования городских маршрутов. Нет необходимости напоминать, что автомобильный общественный транспорт может перевозить пассажиров только по дорогам с твердым асфальтовым покрытием, при наличии всех технических средств организации безопасного дорожного движения (знаки, разметка, светофорные объекты, остановочные пункты и так далее), исполненных в строгом соответствии с нормативной документацией.
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам организации стоянок транспорта в ночное время в отсутствие водителя. Основные места стоянки транспорта определены на следующих территориях:
- ул.Безымянная, 88;
- ул.Армавирская, 208;
- ул.Баррикадная, 1;
- ул.Коммунистическая, 14;
- ул.Армавирская(автошкола ДОСААФ);
- ул.Коммунистическая, 16;
- ул.Щорса, 156;
- ул.Б.Хмельницкого, 137.
В ходе проведения рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению нарушений в ходе осуществления перевозок пассажиров, возникают вопросы не только к работникам общественного транспорта, но и к автолюбителям, оставляющим свои транспортные средства в местах остановки автобусов, в зонах действия соответствующих дорожных знаков и нанесенной дорожной разметки.
Пассажирский транспорт оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что дает возможность специалистам отдела транспорта городской администрации в режиме онлайн контролировать работу общественного транспорта. В настоящий момент идет процесс переподключения аппаратуры спутниковой навигации к оператору региональной системы мониторинга.
Безусловно, система организации и функционирования городской маршрутной сети требует реформирования. Одним из оснований для этого является федеральный закон № 220 от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 11 января 2016 года. Этот нормативный документ значительно меняет порядок организации пассажирских перевозок в целом в стране, в том числе и в Ейске.
Внедрение этого закона направлено в целом на повышение качества пассажирских перевозок, усиление контроля, решение многих назревших проблем. Перечисленные достоинства от введения федерального регулирования отдельных моментов организации пассажирских перевозок сводятся к нулю в условиях дефицита бюджетных средств. Для реформирования маршрутной сети необходимо развитие городской улично-дорожной сети.